Ирисовая печать - это печать с раскатом. Иногда её можно считать радужной печатью. Технология состоит в том, что нанесение картинки происходит с одновременным участием нескольких красок. Материал подаётся из общего красочного ящика, поделенного перегородками. Нужна одна печатная форма. Есть одно условие - раскатные валики должны иметь незначительное фиксированное осевое перемещение. Этой методикой удаётся получать плавный переход цветов.
Технология популярна, с её помощью можно осуществить печать брошюр, выпустить плакаты и яркие афиши, рекламные листовки и презентационные буклеты. Это прекрасный способ защиты от подделки ценных бумаг, денежных купюр. Получить такой эффект можно лишь с участием высоковязкой краски. Из-за этого листовую офсетную машину принято комплектовать ирисовым устройством.
Подобную печать можно получить и на обычной машине офсетного типа. В его красочный механизм можно заложить ряд красок и отключить раскат валиков. Пример: в половинку ящика печатник закладывает жёлтую краску, в противоположную - зелёную. Но до этого он делит ёмкость специальной перегородкой. В процессе печати эти два вещества попадают на систему из валиков и взаимно проникают друг на друга.
Получается переходное место, где цвета плавно видоизменяются. По понятным причинам размеры этого переходного участка будут медленно увеличиваться, со временем получаемый рисунок станет полностью зелёным. Но если тираж невелик, то можно получить точный желаемый эффект. Штриховой рисунок получится с плавным переходом одного цвета в другой. Процесс можно совершенствовать, если задействовать несколько тонов.
Ирисовый эффект используют не только при офсетной, но и при высокой технологии печати. Метод постоянно совершенствуется, каждый мастер регулярно экспериментирует. Получаемые изображения на бумажных носителях выходят естественными, красивыми. Переход цветов оказывается плавным, правдоподобным. Довольно часто методику называют радужной. Картинка иногда переливается. Для получения идеального результата потребуются краски высокого качества. Их ключевое свойство - вязкость.
Радужная технология очень популярна, бликовый эффект улучшает яркие датированные ежедневники, плакаты для концертов, каталоги, брошюры рекламной направленности. Без использования методики сложно печатать деньги, ценные бумаги. Без этого способа сложно представить изготовление бланков строгой отчётности. Документ получается не только защищённым от подделки, но и красивым, привлекательным, солидными. Именно плавность перехода цвета обеспечивает многие безупречные качества.
Для грамотного представления о методике ирисовой печати не стоит полноценно полагаться на короткие статейки в Интернете, которые пытаются описать сложный процесс тремя фразами. В одних источниках указано, что раскатные валики вращаются с незначительным фиксированным перемещением по оси. Другие сайты пишут, что желательно раскат валиков выключать. Третьи каналы информируют о том, что красящий валик имеет очень ограниченный угол осевого перемещения.
Что следует понимать под фразой "фиксированное осевое перемещение"? И можно ли устанавливать перемещение растирочного валика в стандартном печатающем устройстве? Неужели не произойдёт поглощение одного цвета другим, если полностью выключить растир краски, который проводит соответствующий механизм печатного устройства?
Сам факт существования и техническая схема красочной раскатной системы необходима для выравнивания слоя краски, которая подаётся на форму печати.
Важно знать: получить ирисовый эффект возможно лишь в агрегатах, которые вооружены регулируемым приспособлением для растира краски в раскатной системе печатного аппарата.
Сведения из разных источников о виде и свойствах краски противоречивые. Но большинство пишет, что задача осуществима лишь при наличии краски с высоким показателем вязкости. Действительно ли это так? После закладки густого сырья в красочный ящик и отключения растира результат последствий может быть непредсказуемым.
Многие компетентные источники заявляют, что ирисовая печать возможна только на листовой печатной машине. При выполнении печатных операций на ролевых устройствах применяют не густую краску, а наоборот. Задействовать ирисовый способ можно лишь в офсетной и высокой технологиях печати. Об этом уже сказано выше. Во многих статьях используются словосочетания "красочный резервуар", "плавный переход цвета". Всё это говорит о том, что текст писал человек, далёкий от чётких знаний печатных устройств. Он даже не пытался изучить дополнительные источники и вникать в суть задачи более скрупулёзно.
В кипсейку (красочный ящик) сквозь особые разделители закладывают краску, отличающуюся по цвету. Возникает вопрос: "А какие существуют требования к вязкости красящего вещества?" Непременно! Вязкость сырья обязана быть примерно одинаковой. И чем этот показатель ближе, чем лучше! Если точно, то он вообще не должен отличаться. Всё дело в том, что предусмотрена настройка прижима красочного ножика к дукторному валу. Об этом знает каждый новичок, связанный с печатным делом.
Но есть одно уточнение: речь идёт о той ситуации, когда разделитель и получаемый штриховой рисунок почти одинаковы в плане насыщенности линий. Имеется в виду площадь запечатки с обеих сторон от границ разделения цветов. Бывает альтернативный вариант: по центру листа расположены два разделителя. Расстояние между ними находится в пределах четырёх сантиметров. Справа и слева имеются значительные площади для запечатки. В данной ситуации потребуется подавать краски намного больше, чем по краю. Если этого не соблюсти, то при равномерной подаче боковая краска другого цвета повредит центральную, которая находится в пространстве между обоими распределителями.
Произвести регулировку подачи красящего вещества не выйдет. Сделать это с помощью закрытия или открытия красочного ножика невозможно. А если и получится, то на незначительном участке. Для получения качественного изображения потребуется центральную краску делать менее вязкой, чем крайние краски. Она непременно должна быть более текучей.
Если взять во внимание прилагаемые к печатному аппарату боковые ограничители для распределения красящего вещества в красочном ящике, то это приспособление уже не актуально. Сейчас разделители производят из фетра, фторопласта, уплотнённого полиуретана. Под каждый вкладыш делают особую оснастку. Она позволит одновременно прижимать разделитель к валу дуктора и рабочей части красочного ножа. При помощи данного изобретения вполне реально наносить рисунки ирисовой технологией.
Разделители принято изготавливать в индивидуальном порядке под определённую модель печатной машины. Этот факт даёт право рекомендовать применение герметика. С его помощью можно заполнить незначительные щели, которые имеются между красочным ножом и разделителем. В прошлом было принято применять густую смазку.
В наши дни типографских работников балуют обилием моделей печатающих машин. Растёт количество сырья и материалов, которые необходимы для процесса и изготовления разделителей. У каждого специалиста есть свои секреты, уловки. Каждый старается добавить что-то от себя и улучшить качество конечного продукта. Но многие совершают фундаментальные ошибки, не все до конца понимают суть процессов, которые происходят во время нанесения изображения ирисовым методом.
Некоторые считают, что если красящее вещество не просачивается в ящике для краски через разделитель и граница дукторного вала чиста, то проблем при нанесении не возникнет. Пример фетровых разделителей доказывает, что такой подход приводит к протачиванию дукторного вала. Со временем на его поверхности появляется канавка. Всё это случается из-за того, что сотрудник типографии плохо промасливал фетровый разделитель, перед началом дела сильно прижимал его к дукторному валу. Ведь конечная цель задачи - сделать безупречную границу между видами краски.
По альтернативной версии хозяин просто экономил на разделителях, затягивал с их заменой. Если деталь небрежно мыть, то она собирает краску и становится жёсткой, работает как абразивное вещество. Незначительно проникновение одной краски в другую при ирисовой технологии - это норма. Гораздо важнее переживать не за это, а за грамотное сочетание красок по цвету. Об этом и о величине зоны перемешивания красок будет сказано ниже.
Теперь затронем тему "фиксированного осевого перемещения" растирочных валиков в системе раскатки краски типографского аппарата для печати. Термином "фиксированный" переполнен Интернет. Но многие авторы текстов даже не имеют представления об этом. В наши дни налажен серийный выпуск огромного количества устройств, в которых имеется механизм для регулировки перемещения валиков раскатной системы. Он имеет определённый предел, измеряемый в миллиметрах. Существует большая линейка техники, в которой уже присутствует некоторое значение хода. И его нельзя регулировать. Если Ваше печатающее устройство нацелено на ирисовый метод, то величина хода валиков должна быть от трёх до четырёх миллиметров. Если значение будет равняться пяти миллиметрам, то произойдёт эффект, описанный выше. Уже скоро жёлтый цвет станет зелёным.
При решении создавать печатную продукцию с использованием ирисовой технологии важно помнить, что она уместна лишь для листовых офсетных аппаратов. Просто некоторые компании, которые занимаются поставками техники для типографий, обещают дополнить простую рулонную машину комплектом оснащения, которое позволит выполнять эту непростую технологию. Не стоит обращать внимание на подобные уловки и недостоверную информацию в Интернете.
Самое совершенное оборудование не сможет выполнить качественную ирисовую печать, если не использовать подходящий вид краски. К вопросу выбора материалов для красочного ящика надо подходить крайне осторожно. Не всякие сочетания можно применять. Не каждый цвет может удачно смотреться в паре с другим. Наиболее выгодным вариантом можно считать зелёный и синий, пурпурный и красный, серо-фиолетовый и серо-голубой. Вы поступите грамотно, если в паре с оранжевым будете использовать охристый. С последним хорошо сочетается жёлтый. Категорически противопоказано совмещать голубой и жёлтый, жёлтый и красный, жёлтый и зелёный.
Все данные получены в результате множественных опытов и экспериментов. Эксперты использовали не сотню оттисков, а несколько тысяч. Лишь правильное сочетание и качественная техника позволят печатать большие тиражи без потери качества. Проникновение зелёной краски в синюю на оттиске не видно. И при обратном сочетании всё будет красиво. А вот проникновение голубого цвета в жёлтый видно моментально. Лишь продуманный подход при выборе цветов позволит получить красочную и качественную картинку. Технологи и художники обязаны работать в команде при решении печатать ирисовый раскат.
Каждый вправе заняться самостоятельным печатным производством. Но не всегда крутая техника является залогом успеха и достойного результата. Важно иметь грамотных специалистов, надёжные каналы получения сырья. Ничего не выйдет без долгих дней экспериментов и порчи материалов. Если у Вас серьёзный заказ, то лучше его перепоручить ответственному коллеге, который идеально справится с заданием.